Любовь во время воображаемой войны
На этой неделе эстонские СМИ переосмысляли идентитет, защищали историю и пугались Путина, но и о местных русских не забывали.
В Eesti Päevaleht психолог Ауне Валк предлагает переосмыслить государственный идентитет Эстонии. Автор пишет о том, что для многих отчего-то до сих пор не очевидно: для интеграции, как для танго, нужны двое; и русские, и эстонцы относятся к интеграции со скепсисом, хоть и по разным причинам – первые часто считают ее «навязанной формальностью», вторые склонны к монокультурности; государственный идентитет Эстонии сейчас совпадает с этническим – это страна эстонцев, а не граждан Эстонии и не эстоноземельцев.
Слишком многие эстонцы считают, что русских надо или сегрегировать («пусть живут тут, но голосовать они не будут»), или ассимилировать. Для большинства местных русских важно оставаться русскими, и давление на них не ослабляет русский идентитет: вместо этого ослабляются связи русских с Эстонией, в итоге они не хотят участвовать в жизни общества и верят российским новостям. Валк оговаривается: таковы далеко не все – эстонцы все чаще защищают толерантность, треть русских называет себя «эстонскими русскими»... Но если не «открыть» идентитет, ничего хорошего тут не будет.
Покайтесь, оккупанты-колонисты!
«Все могли бы быть эстонцами, но разными», – соглашается колумнист Õhtuleht Маргус Кийз с евродепутатом Яной Тоом. «Ты из Эстонии, желательно ее гражданин, и потому эстонец. Поразительно, что столь элементарная идея появилась лишь сегодня. Это очень старый европейский обычай: идентитет человека определяет место, где он живет. Его дом... Да, официальная политика Эстонии – делить эстоноземельцев методом топора на эстонцев и русских. Вспоминается обычай нацистской Германии делить население на арийцев и евреев. Как и в Третьем рейхе, в Эстонии второй народ хронически ассоциируется с негативом, в нем видят источник опасности. Мы знаем, чего хотел Гитлер: просто избавиться от вторых... Это и наша цель тоже?»
Кийз призывает покончить с демонст-ративной сегрегацией, считать русских эстонцами, у которых есть свои язык и культура, и определять народ не по крови, а по гражданству. Тогда и здешние русские не будут чувствовать себя в изоляции, и слова «быть эстонцем здорово» обретут иной смысл. «Конечно, это означает, что эстонцы, представляющие разные культуры и языки, равны, и Эстония официально отказывается от дискурса “оккупант-колонист”. Ясно, что все это ударит по некоторым т.н. патриотам. Но иначе никак». Государственным языком останется эстонский, но сохранится русскоязычное образование за счет бюджета для нацменьшинств. «Будем эстонцами, но останемся собой – разными людьми!»
Жаль, воплощению утопии в жизнь мешает восприятие истории. «Дорогие эстонские русские! – пишет читатель Postimees Энн Маазик. – Уважайте Эстонию – признайте преступления своего большого народа и Красной армии. Вы увидите, как изменятся отношения между общинами в Эстонии». Или взять реакцию на фото, на котором ученики столичного Русского лицея стоят в Историческом музее на фоне полотна Эвальда Окаса с гербами республик СССР. «На фоне символов коммунистической оккупации», – гневно уточняет на Delfi доцент ТТУ Антс Эрм, которого особо возмутили слова директора лицея о тесной связи истории Эстонии и России. «Что такое история России в Эстонии? – пишет Эрм. – Шовинизм, насилие, оккупация, депортация и коммунистическая диктатура». (Ну и бесплатное высшее образование, которое Эрм получил в СССР. Но это так, мелочи.)
Факты, факты, крути их так и сяк ты
На том же портале тему продолжают Марианн Рикка и Сандра Вокк из фонда Unitas. Они жалуются: «Для русскоязычной молодежи СССР – это процветание, справедливость и стабильность». Ужас! «Чтобы избежать повторения тут украинских событий, нужно построить единую, сильную социально и психологически Эстонию с сильным идентитетом... Идентитет человека определяется его детством, идентитет страны или народа – историей... Увы, историей, а точнее, памятью можно манипулировать, используя их в узких политических интересах». Манипулируют ими, конечно, в РФ. Про Эстонию – ни слова. В России на тех, кто не одобряет Путина, навешивают ярлыки «предатель родины» и «друг хунты», а у нас никто не вещает о пятой колонне и руке Кремля, правда же?
И историей никто не манипулирует тоже. Впрочем, Рикка и Вокк огорчены «отсутствием единого понимания истории СССР». Историю, назидают они, следует понимать правильно, исходя из фактов, иначе можно сказать, «что массового убийства евреев не было, что советская власть никого не депортировала». С этим нельзя не согласиться. Неясно только, отчего «при формировании национальной идеи у Эстонии по сравнению с РФ есть важное преимущество – факты на нашей стороне». Серьезно? Но участие некоторых эстонцев во Второй мировой на стороне Гитлера – это факт. И то, что при советской власти стабильности было больше – тоже. Ох уж эти факты...
Борьбой с пропагандой РФ занят и филолог Урмас «Я Назвал Российского Академика Скотиной» Сутроп. В Postimees он излагает впечатления от вражеского портала baltnews.ee: «Когда его открываешь, бросается в глаза, что в новостях Tallinn пишут с одной „н”. Портал явно тоскует по эпохе советской оккупации». Интересно, по чему тоскует Сутроп, когда вместо «Псков» пишет Pihkva? Но Таллин(н) – святое: «Этим вопросом могла бы заняться Языковая инспекция – в адресе портала используется эстонский домен .ее». Содержание портала и вовсе чудовищно: там пишут, что в эстонских министерствах работает мало русских. Какая отвратительная пропаганда, фу!..
Зеленый alien ползет на берег
У страха перед Путиным глаза велики. Õhtuleht публикует карикатуру Андреса Варустина: зеленый президент РФ с щупальцами показывает таким же зеленым инопланетянам на экран, где написано «НАРВА», и предлагает по ней вдарить, на что пришельцы говорят: «Поищи других дураков, в Нарве зеленых человечков не любят, там можно и пулю заработать...»
О том, «кто хочет умереть за какую-то Нарву», рассуждает редакция той же газеты. Слова о Нарве принадлежат российскому политологу Андрею Пионтковскому, который ранее утверждал, что граждане стран-членов НАТО за Нарву жизни не отдадут. Теперь всё изменилось: Запад понял, что РФ – не партнер, и появление в Эстонии американских солдат означает, что, заслав в Нарву «зеленых человечков», РФ автоматически вступит в войну с США. Ныне Пионтковский спрашивает Путина, готов ли тот умереть за какую-то Нарву. Газета добавляет, что в будущем году Америка может ввести сюда и танки, «нравится это всем гражданам или нет».
В Postimees отставной генерал Антс Лаанеотс пророчит скорое нападение РФ на Молдавию и сообщает, чего именно мы должны хотеть от НАТО: большего присутствия его сил в регионе – в частности, база в Эмари должна стать постоянной базой альянса. Еще хорошо бы обзавестись эффективной противовоздушной обороной, а также укрепленным берегом, чтобы защититься от расположенных в Луге «Искандеров-М» и базирующейся в Балтийске 336-й бригады морских пехотинцев.
На этом фоне Sirp публикует эссе Анны-Марии Пену «Если мы не говорим о любви, эта страна не для меня» – о том, что за большими идеями вроде «любви к государству», за разговорами о политике и работе, за привычкой к противостоянию «мы и они, эстонцы и русские» теряется главное. А если главное потеряно – зачем вообще нужна эта страна? Такая вот любовь во время войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий