В Тартуском художественном музее открылась выставка польских художников c интригующим названием ”Моя Польша. Вспоминая и забывая”. Она посвящена Холокосту и приурочена к 70-летию освобождения узников концентрационных лагерей. Казалось бы, похвально. Но …с юмором о Холокосте не говорил пока еще никто.
Работы именно польских художников можно было бы счесть за покаяние. Уже давно не секрет, что поляки на оккупированной нацистами территории своей страны принимали активнейшее участие в уничтожении евреев. Читаем в Википедии: ”По данным историков, участие поляков в геноциде было массовым. Поляками было организовано не менее тридцати погромов и массовых репрессий, устроенных в 24 населенных пунктах. От рук поляков по самым минимальным оценкам погибли десятки тысяч евреев”.
Видимо, стыд за деяния своих предков подтолкнул польских мастеров карандаша и кисти затронуть тему концлагерей, и, по утверждению куратора выставки Юлии Полуяненковой, исцелить воспоминания об этой трагедии. Правда, способ лечения ”последствий травмы” выбран весьма странный: о Холокосте с юмором и иронией пока еще никто, по крайней мере из психически здоровых людей, не говорил.
Когда привлечь внимание публики своими шедеврами не получается, зрителя пытаются эпатировать перекошенным сознанием. Если рассматривать выставку с этой точки зрения, то она, безусловно, удалась. Не Сикстинскую же Мадонну, действительно, выставлять. Для этого нужно родиться Рафаэлем. А уйти в небытие с отметкой ”непризнанный гений” не хочется. Вот и появляются ”Салочки” в газовой камере Освенцима. Либретто этого "шедевра" таково: голые узники перед казнью резвятся, весело играя в салочки в газовой камере. Видел своими глазами, преодолевая рвотный рефлекс.
Видимо, по мнению госпожи Полуяненковой, участие в Венецианском биеннале — это уже гарантия качества: чем больше званий, тем выше уровень гениальности. Польским товарищам и координатору выставки подскажу еще несколько тем, которые, вне сомнения, не оставят их творческую инициативу без внимания, и, возможно, станут доброй традицией разных биеннале и пойдут на пользу потомкам народов, переживших национальные трагедии в разные эпохи. Если хорошенько покопаться в истории любого народа, тем для подобной арт-терапии будет предостаточно.
Начать можно с Ивана Сусанина и тонущих в болоте поляков. Смешные пузырики на поверхности воды от уже утонувших и выпученные озорные глазенки еще барахтающихся обязательно развеселят польскую общественность.
Или такой сюжетик: игра в пейнтбол польских офицеров с НКВД-шниками. Поляки весело и вприпрыжку бегают по загону между сосен, ловко уворачиваясь от пуль, выпущенных азартными охотниками. Уже проигравшие валяются в смешных позах с кляксами красной краски на теле. Уверен, что такое освещение событий в Катыни как нельзя лучше поможет поляками справиться с затянувшейся постстрессовой депрессией.
В Ереване предлагаю выставить экспонаты, посвященные геноциду армян. Разве плоха композиция, где турки играют в боулинг головами жертв? Не хуже, чем сюжет игры в салочки в газовой камере, которую на тартуской выставке представил на наш суд Артур Жмиевский.
А Голодомор на Украине! Представьте себе, с каким юмором и иронией можно обыграть вид высохших от голода ребер, приспособив их под стиральные доски.
Современный сюжет на украинскую тему, гражданская война, тоже неисчерпаемый кладезь вдохновения. Тысячи убитых, среди них сотни детей- просто творческая благодать для больных душой художников.
Есть еще отличная тема — блокада Ленинграда. Почему бы не порадовать выживших блокадников и их потомков картиной, на которой будет изображена истощенная попа, покрытая паутиной. Ведь весело! Можно было бы пригласить немецких художников к сотрудничеству, но немцы не хотят на эту тему шутить. У них в последние 70 лет с чувством юмора плохо, даже гениальные работы Артура Жмиевского об Освенциме запретили к показу, в отличие от продвинутых кураторов Тартуского художественного музея.
В Эстонии, стране, приютившей выставку, тоже есть своя хроническая боль — оккупация-депортация. Почему бы не исцелить ее иронией и юмором? Например, мультиком под названием ”Мы едем, едем, едем в далекие края”. Можно снять презабавнейший ролик, использовав фотографии 40-х годов прошлого века из Музея оккупации. Можно будет обхохотаться, глядя на изображения эстонских детей, стариков и женщин в теплушках, на которых написано ”Пульман Люкс спальный вагон” или, наоборот, ”Чехонь вяленая в мешках, второй сорт”. Переосмыслив свою историю в юмористическом ключе, эстонский народ, уверен, станет намного счастливее и пойдет брататься с русскими соседями.
Японцам можно предложить анимашки про Хиросиму и Нагасаки, американцам — комиксы про 11 сентября.
Тем для творчества очень много, правда, есть риск получить по зубам, а то и пулю от непонятливых зрителей.
Не буду больше ерничать. Как мерзость не назови, даже выставкой современного искусства, она мерзостью и останется. Никого ни с кем она не сближает и не исцеляет, потому что многие считают основной европейской ценностью защиту чести и достоинства человека, как и памяти о нем. Поэтому не будем удивляться очередным трагедиям, подобным недавней парижской.
Комментариев нет:
Отправить комментарий