Как всем известно, 22 июня 1941 года с атаки на Брестскую крепость началась Великая Отечественная война, а уже 28 июня немецкие войска вступили в Минск. Пожалуй, многим будет интересно узнать, про атаку на "Минск", которая была проведена во время Второй мировой еще за два года до того. Причем история эта полна любопытных совпадений.
В 1911 году на датской верфи Burmeister & Wain's Maskin & Skibsbyggeri в Копенгагене был построен грузовой пароход, который получил имя "Minsk". Это было судно длиной в 77 и шириной в 11,3 метра и валовой вместимостью в 1 229 брутто-регистровых тонн. Паровой двигатель тройного расширения разгонял корабль до 10 узлов (18,5 км/ч). Судно находилось в собственности датской компании Det Forenede Dampskibs-Selskab ("Объединенная пароходная компания") из Копенгагена.
19 марта 1940 года пароход "Minsk" с портом приписки Миддельфарт (Дания) с грузом балласта шел под управлением экипажа из 20 человек из Англии в Данию по маршруту Манчестер – Керкуолл – Эсбьерг. Еще в 1939 году между Данией и Германией был подписан договор о ненападении, а оккупация Дании немецкими войсками состоялась только 9 апреля 1940 года. Но, видимо, тот факт, что датские суда заходили в порты Великобритании, с которой Германия была в состоянии войны еще с 3 сентября 1939-го, давали основание немецким подлодкам охотиться на эти корабли.
В 21.35 немецкая подлодка U-19 под командованием капитан-лейтенанта Йоахима Шепке обнаружила в заливе Мори-Фёрт у берегов Шотландии два парохода – "Minsk" и 1 026-тонный "Charkov", который шел тем же маршрутом. В 22.21 подлодка выпустила торпеду, которая попала в машинное отделение "Минска", и через 6 минут корабль затонул.
Девять выживших членов команды парохода "Minsk" были вскоре подобраны английским эскадренным миноносцем "Esk" и в тот же день доставлены в шотландский порт Инвергордон. Из 20 членов экипажа корабля "Charkov" не спасся никто, лишь через неделю было обнаружено одно тело на дрейфующем плоту.
В феврале 2008 года группа турецких исследователей во главе с Сельджуком Колаем обнаружила на дне подлодку U-20 и сообщила, что выяснила точное местоположение лодок U-19 и U-23.
Капитан-лейтенант Йоахим Шепке за годы службы сменил три подлодки, в 14 походах провел 200 дней и считался одним из лучших асов-подводников: потопил в общей сложности 37 кораблей дедвейтом почти в 156 000 тонн, был удостоен Рыцарского креста с Дубовыми листьями. Через год после потопления парохода "Minsk", 17 марта 1941-го, его новая подлодка U-100 была протаранена английским эсминцем "Vanoc"; Шепке находился на командном мостике и тут же погиб.
В 1884 году на шотландской верфи Scott & Co в городе Гринок был построен пароход "Hekla" для датской компании Thingvalla Line. До 1898 года он совершал регулярные рейсы из Осло в Нью-Йорк. Потом он был несколько раз перепродан, в 1905 году получил новое название Eduard Regel; а в 1909 году продан русским владельцам и переименован в… "Минск". В следующем году корабль был списан.
Во время Первой мировой войны, 15 декабря 1915-го, по крайней мере две американские газеты – The Milwaukee Journal и Boston Evening Transcript – сообщили о том, что немецкая подлодка потопила датский корабль под названием… "Minsk". Он вышел еще в ноябре из английского города Блит и не достиг пункта назначения. Что удивительно: его тоннаж – 1 229 брт – абсолютно идентичен тоннажу парохода "Minsk", который потопила немецкая подлодка в 1940-м. Возможно, американские журналисты поспешили списать пропажу на действия немецких подводников, и корабль спустя какое-то время объявился в порту назначения, – в таком случае он вполне может оказаться тем самым "Минском", который 25 лет спустя потопил Йоахим Шепке.
И еще одно совпадение, показывающее необъяснимую любовь скандинавов к названию белорусской столицы. В 1858 году верфь Palmer Bros из Ньюкасла построила грузовой пароход "Schwan" ("Лебедь") для бременского отделения судоходной компании Lloyd. В 1898 году корабль был перепродан норвежской компании Dampskibsaktieselskabet (нечто вроде "Акционерное пароходное общество") из города Мосс и переименован в… правильно, в "Minsk"! В марте 1905 года пароход пустили на слом.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/403229.html?sub=
1
Читать полностью: http://news.tut.by/society/403229.html?sub=
1
Комментариев нет:
Отправить комментарий