В российском обывательском сознании сформирована устойчивая убежденность в том, что Беларусь своим относительным материальным благополучием во многом обязана России. Считается что «Россия помогает Беларуси». Об этом прямо заявляют с высокой трибуны официально.
Под этой помощью понимается поставка в Беларусь российского газа и нефти по заниженным ценам. Никакого при этом развернутого анализа, который бы доказывал или опровергал это утверждение, не предоставляет ни российская, ни беларуская сторона.
Причем в информационном пространстве постоянно муссируется тема, что Беларусь стремится воспользоваться «российской добротой» чрезмерно.
Беларуские власти реагируют на эти энергичные обвинения на удивление вяло.
Для того, чтобы разобраться в ситуации, необходимо выяснить, действительно ли заниженность цен является помощью, насколько она велика, и кому выгодно выставлять Беларусь всецело зависимой от российской помощи.
Итак:
1. Газ и нефть поставляются по трубопроводам, спроектированным и построенным еще в советские годы.
Россия поставляет в Беларусь ежегодно 20-23 млн. кубометров газа и столько же тонн нефти. Эти объемы постоянны и в техническом плане являются разницей в пропускной способности этих трубопроводов на входе в Беларусь и на выходе.
Трубопроводы работают на пределе своей пропускной способности, иначе экспортеры недополучили бы свою выручку, что противоречит самой логике олигархического бизнеса.
В этих условиях российские нефтяники не могут поставить беларусам нефти более этих объемов, разве, что железнодорожными цистернами, а это экономически нецелесообразно.
Если же они поставят меньшие объемы, то банально недозаработают, так как их попросту некому продать, кроме беларусов.
2. Фактическая заниженность цены на нефть для белорусских государственных НПЗ по сравнению с другими странами обусловлена отсутствием экспортных пошлин для российских нефтянных компаний при поставках нефти в Беларусь.
Сам факт наличия каких-либо пошлин, хоть экспортных, хоть импортных, противоречит самим принципам Таможенного Союза. В нормальных таможенных союзах пошлин между участниками не бывает, иначе в чем смысл таких таможенных союзов?
Соглашаясь на уплату компенсационных пошлин от экспорта беларуских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, в российский бюджет, беларусы вполне могли бы утверждать:
- Кремль вымогает у них честно заработанные деньги,
- они дотируют братьев-россиян.
3. Беларусь закупает российскую нефть не для собственного внутреннего жизнеобеспечения.
Для этого ей более менее достаточно собственной добычи в 1,6-1,7 млн. тонн в год в Гомельской области.
Российская же нефть идет на экспортоориентированную нефтепереработку. Это в чистом виде заработок, а не вопрос выживания.
Таким образом, в принципе некорректной является постановка вопроса о нефтяной зависимости Беларуси от России. Можно лишь говорить обособой заинтересованности беларусов заработать на переработке российской нефти, а эта заинтересованность может, как увеличиваться, так и уменьшаться.
Можно, конечно, утверждать, что доходы от нефтепереработки являются относительно большими и относительно легкими деньгами для белорусского госбюджета, и белорусская власть сама себя поставила в критическую зависимость от них, взвалив на себя повышенные социальные обязательства. На сегодняшний день доходы от экспорта нефтепродуктов уже превышаются доходами от экспорта продовольствия.
4. Рыночных цен на газ в принципе не бывает, так как поставки газа в Европе монополизированы несколькими поставщиками.
Это объективно обусловлено тем, что, в отличие от нефти, большая часть поставок газа технически прокачивается по трубопроводам.
Цена газа, таким образом, не является балансом спроса и предложения. Это — результат договоренности между безальтернативно-взаимозависимыми продавцом и покупателем.
В отличие от нефти, являющейся сырьем, газ является в основном энергоносителем критически важным для жизнеобеспечения населения и экономики.
В этой ситуации заинтересованность потребителя купить гораздо больше, чем заинтересованность продавца продать. Для продавца это вопрос лишь коммерческой выгоды, а не жизни и смерти, как для покупателя.
Цена газа это не столько экономическая категория, сколько политическая, хотя многие недобросовестные СМИ навязывают рассмотрение вопросов, связанных с газом именно в экономическом аспекте.
Выражение «спор хозяйствующих субъектов» давно воспринимается как стеб.
Газопроводы, идущие через Беларусь, так же, как и нефтепровод, загружены максимально. Себестоимость добычи 1 кубометра российского газа составляет около 30 $ США. Цена для Беларуси составляет 165-175 $ США. Средняя продажная цена газа в странах ЕС около 400$.
Можно в этой ситуации при желании утверждать, что беларусы ради материальной поддержки братьев-россиян покупают у них по пятикратным ценам тот объем газа, которые те не могут продать немцам по двенадцатикратным ценам потому, что он не вмещается в польский газопровод.
5. Простой подсчет показывает, что размер ценовых преференций для Беларуси складывается по нефти в 1,5-2 млрд. $, по газу в 4,5 млрд. $.
Суммарно это составляет около 10% от ВВП Беларуси. Даже, если считать эти преференции помощью России белорусскому народу, то сколь-нибудь решающего значения для социально-экономическом развития Беларуси они в любом случае не могут иметь.
Постоянное настойчивое муссирование в СМИ темы нахлебничества Беларуси при отсутствии его в реальности либо крайней малозначительности прямо указывает на информационный характер проблемы.
Единственной их целью в данном случае можно считать лишь преувеличение в общественном сознании значимости российских преференций и, соответственно, преуменьшение значимости внутренних беларуских факторов.
Такая агрессивная тактика российских СМИ приводит к дискредитации сложившейся в Беларуси антиолигархической социально-экономической модели развития и самого беларуского народа эту модель поддерживающего.
Так же в глазах россиян обесценивается идея интеграции с постсоветским пространством, раз за нее надо так дорого платить. Кому хочется вешать на шею нахлебников?
Зачем белорусской власти противиться этой замечательной бесплатной политической рекламе?
Получается, что «Батька» еще более «хитрый», чем его изображают российские политтехнологи и пропагандисты, раз он переигрывает их самих и заставляет работать на себя.
Единственный минус в этой ситуации, что имидж Беларуси, и внутренний, и внешний приносится в жертву имиджу Президента. Можно, конечно, как угодно к этому относиться, но такова, видимо, цена стабильности и независимости страны.
Думается, это не большая цена.
С другой стороны, эффективность пропагандистских усилий по дискредитации беларуской модели социально-экономического развития и оправданию олигархической модели оказывается весьма ограниченной в любом случае.
Россиян пытаются убедить в том, что решающее значение для беларуского развития имеют скидки на газ и нефть, а вовсе не управленческая эффективность беларуской власти и справедливый социально-экономический строй.
Тем не менее, любому здравомыслящему человеку понятно, что российская экономика вообще не импортирует ни газ, ни нефть, и, вообще, не несет расходов на их импорт.
Она по определению должна иметь сравнительные преимущества перед белорусской экономикой. Это понимают все россияне.
Таким образом, время неумолимо работает против либерально-олигархической модели развития экономики и в пользу социально-ориентированной беларуской модели.
Вся мощь пропагандистской машины может лишь частично сдерживать этот объективный процесс, но не остановить его.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить