В редкие для эстонского лета знойные дни на склоне холма в местечке Синимяэ у подножья мемориального креста уже почти двадцать лет собирается десяток-другой эстонских стариков и изрядное число молодых эстонцев. Вдали от шума городского происходит слет ветеранов 20-й Эстонской добровольческой гренадерской дивизии Войск СС. С каждым годом «гренадеров-эсэсовцев», с оружием в руках противостоявших в кровопролитных боях наступавшей Красной Армии, все меньше, а молодых поклонников 20-дивизии СС все больше.
Синимяэ - единственное место, где идейные поклонники голландских и валлонских коллаборационистов смогли с молчаливо-благожелательного согласия эстонских властей установить в 2006 году памятник голландским и бельгийским предателям, перешедшим на службу Гитлеру в войска СС.
Вернемся к эстонским «ветеранам». Украшенный флагами, воспетый патриотическими речами слет ветеранов эсэсовской дивизии члены эстонского правительства, как правило, из соображений политкорректности не посещают, трудно там встретить и парламентских политиков, за исключением тех, кто свою политическую карьеру сделал на проявлениях радикального национализма. Не бросается в глаза и полицейское оцепление. Посторонних там не любят, особенно тех, кто может задать неприятный вопрос или напомнить об ответственности людей в мундирах войск СС за преступления против человечности. Государство в лице полиции охраняет право выражать свое почтение и славословить подвиги ветеранов войск СС и который год препятствует высказыванию иной точки зрения.
В этом году два очень пожилых эстонца цыганского происхождения в сопровождении двух мужчин помоложе отправились на машине из Таллина через всю Эстонию, чтобы напомнить эстонцам-ветеранам войск СС, что никто не забыт и ничто не забыто. Два почтенных старца – члены объединения малолетних узников фашизма – везли с собой плакат «Кто ответит за геноцид эстонских цыган во Второй мировой войне?» Изо всей достаточно многочисленной цыганской общины довоенной Эстонии сегодня живы лишь 11 человек. И не только время тому виной. Эстонских цыган на эстонской земле с помощью эстонской полиции безопасности, эстонских полицейских батальонов и эстонских тюремных надзирателей практически поголовно уничтожили во время нацистской оккупации. Вот и хотели два чудом выживших старика задать вопрос ветеранам Эстонского легиона: Так кто же ответит за геноцид своих сограждан-цыган?
Поехали цыгане в Синимяэ, но так и не доехали. Или, вернее, им не дали доехать. Председатель Северо-эстонского объединения цыган Роман Лутт близко к сердцу принял то, что произошло со стариками-цыганами. Он не устает рассказывать, что машину с четырьмя мужчинами полиция остановила еще при выезде из Таллина, затем, только успели отъехать всего ничего, еще раз. Проверяли все, как в кино про плохих полицейских: документы, горят ли фары надлежащим образом, есть ли огнетушитель, не просрочен ли срок его действия, есть ли тормозные упоры… Опа! Водитель не смог предъявить эти самые «упоры». Машина была одолжена для поездки у товарища и всех ее укромных уголков водитель не знал. Тормозные упоры в машине были, но водитель не смог их быстро найти и предъявить «дотошному» полицейскому.
Представители власти, рассказывает Роман Лутт, были неторопливы, очень долго проверяли документы, медленно и обстоятельно составляли протокол о «нарушении». «Было вполне определенное чувство, что тянут время», - поделился своими наблюдениями Роман.
Протокол составлен и цыганам выписан штраф. 100 евро. «Это запредельный, немыслимый штраф за такое пустяковое нарушение», - сетует цыганский активист. Да и было ли это нарушение? Самое главное - драгоценное время - было потрачено на проверки и протоколы, и старики-цыгане поняли, что на мероприятие они уже опоздали и их вопрос «Кто ответит за геноцид цыган?» задавать уже некому.
Поездка не задалась. Пришлось повернуть назад.
Ветераны-эсэсовцы и их поклонники спокойно разъехались по теплым и уютным домам, и они не будут вспоминать о тех, кто навсегда остался лежать, например, в расстрельных рвах концлагеря Калева-Лийва. Дорожная полиция не будет останавливать машины с бритоголовыми юнцами и штрафовать на 100 евро за просроченный огнетушитель или за то, что подфарник не горит или завтра истекает страховка.
Эстонские автолюбители хорошо знают, что обычного водителя эстонская полиция, как правило, не останавливает. Можно годами ездить по республике и видеть дорожную полицию только издали. Но если вы направились с пикетом против слета ветеранов 20-й дивизии СС, шансы на пристальное внимание полиции многократно возрастают.
По словам Романа Лутта у цыган, поехавших в Синимяэ, было неистребимое чувство, что за ними следили, что все эти «проверки на дорогах» были подстроены. По его мнению, то, что двое выживших стариков-цыган собираются поехать на пикет, не было никаким секретом, тем не менее, они подозревают, что телефоны их тоже прослушивались.
Чего греха таить, оперативная практика эстонских правоохранительных органов, как показал ряд судебных процессов, такова, что прослушивали, прослушивают и будут прослушивать. И не только лиц, связанных с криминальными кругами, но и общественных активистов.
Письменные источники впервые упоминают о цыганах в Эстонии аж в 1533 году. Достоверное известно, что в «шведское время» цыгане уже постоянно просиживали в восточной Эстонии «под защитой зажиточных эстонских крестьян». Многие из эстонских цыган, говоривших по-эстонски, традиционно проживали в волости Лайузе, что в паре десятков километров от Чудского озера между Тарту и Йыгева. В довоенной Эстонской Республике был свой «цыганский вопрос», который живо обсуждался в прессе. Довоенная газета «Уус Ээсти» задавалась вопросом: «Что делать с цыганами?» «О цыганах» писала и тогдашняя ведомственная «Полицейская газета».
Роман Лутт серьезно занимается историей и судьбой цыганского народа в Эстонии. По его словам, во время Второй мировой войне выжило около 150-200 цыган. В основном, это были жители Печорского края и Занаровья. Из их числа сегодня живы лишь 11 человек. По его мнению, официальные данные переписей преуменьшают численность цыган, проживавших в Эстонии до войны. Их в довоенной Эстонии было, по убеждению Романа Лутта, не «почти 800», а почти 3000 мужчин и женщин, стариков и детей.
Эстонские цыгане, как и евреи, стали жертвой геноцида в годы немецкой оккупации. По данным переписи 2011 года в Эстонии проживало менее 500 цыган.
С тем, что нацисты и их пособники уничтожали эстонских цыган, официальная историография не спорит. В нацистских списках на уничтожение цыгане в соответствии с гитлеровской бесчеловечной расовой теорией числились «паразитами», отмечается в многотомном издании «История Эстонии». Цыгане Эстонии, состоявшие из трех, по мнению местных историков групп – эстоноязычные цыгане из Лайузе, латвийские и русские цыгане – были уничтожены поголовно. Только в одном концентрационном лагере в Харку под Таллином в 1942 году содержалось 243 цыгана. Они были вывезены и убиты в разных местах.По данным международной исторической комиссии, созванной президентом Мери, на территории Эстонии в 1941-1944 годы было убито от 400 до 1000 цыган.
Директор Центра информации по правам человека Алексей Семенов полагает, что в этой истории о «полицейской бдительности» с юридической точки зрения комментировать особенно нечего. Он с иронией отмечает, что можно было бы назвать произошедшее «административным восторгом», но совершенно очевидно, что это была специальная спланированная операция. Оспаривать действия полицейских, конечно, возможно, но в той ситуации, в которой оказались цыгане-жертвы Холокоста, это будет нелегко.
«Что касается правозащитной точки зрения и борьбы с нетерпимостью и дискриминацией, - продолжает Семенов, - то картина вырисовывается вполне очевидная. Имеют место традиционные слеты представителей совершенно определенных кругов, которые можно назвать, по крайней мере, симпатизантами нацизма, если не называть их прямо неонацистами. Невооруженным глазом видно, что это уже не ветераны, которые собираются и вспоминают «минувшие дни», а те, кто явно симпатизируют ветеранам, что сражались во Второй мировой войне на определенной стороне под определенным флагом. В демократической Европе к этому относятся неприязненно».
«С другой стороны, эстонские власти, начиная с правительства, с отдельных членов его, по крайней мере, с отдельных политиков, - рассуждает правозащитник, - и заканчивая, как выяснилось, эстонской полицией, выступают как «симпатизанты симпатизантов» тех самых нацистов. Власти прикрывают их от законного выражения протеста со стороны тех, кто является жертвами и прямыми потомками жертв этих самых «симпатизантов»».
«Когда на подобные факты обращают внимание международные наблюдатели или когда мы пишем заявления и запросы о такого рода фактах, то эстонские власти делают «честные глаза» и уверяют, что все это не так, что никаких симпатий к нацистам у них нет, и что все это клевета, по большей части, со стороны России и «российских агентов». А мы-де здесь совершенно ни при чем. Все это демократические проявления, и мы не можем это запретить, и это не имеет никакого отношения к нацизму, а имеет отношение только к нашей борьбе за, так сказать, свободу и независимость», - иронизирует директор ЦИПЧ.
«Даже если не вступать в полемику, - подводит он итог, - то сама цепочка фактов, которые проявились во всей этой неприглядной истории, показывает, на чьей стороне на самом деле симпатии хотя бы части эстонских официальных лиц и каково их отношение к жертвам нацизма и жертвам трагедии Холокоста во Второй мировой войне. Чтобы местных цыган - граждан Эстонии, которые по-эстонски говорят гораздо лучше, чем по-русски, считать агентами Москвы, нужно иметь очень сильно извращенное воображение. Произошедшее - достаточно наглядный пример, убеждающий, что критики эстонских симпатизантов нацистов правы во многом, если не во всем».
В Калеви-Лийва по дороге в прибрежный дачный поселок Кабернеэме в сорока километрах от Таллина во время войны нацисты проводили массовые расстрелы. Там среди многих были расстреляны сотни цыган. Нынешняя цыганская община на свои скромные средства в 2007 году установила там памятник погибшим соплеменникам. На большом гранитном камне высечено символическое колесо цыганской кибитки.
Второго августа Совет Европы отметил Международный день памяти геноцида цыган, изучается предложение Европейского форума цыган признать на официальном уровне геноцид цыган...
Синимяэ - единственное место, где идейные поклонники голландских и валлонских коллаборационистов смогли с молчаливо-благожелательного согласия эстонских властей установить в 2006 году памятник голландским и бельгийским предателям, перешедшим на службу Гитлеру в войска СС.
Вернемся к эстонским «ветеранам». Украшенный флагами, воспетый патриотическими речами слет ветеранов эсэсовской дивизии члены эстонского правительства, как правило, из соображений политкорректности не посещают, трудно там встретить и парламентских политиков, за исключением тех, кто свою политическую карьеру сделал на проявлениях радикального национализма. Не бросается в глаза и полицейское оцепление. Посторонних там не любят, особенно тех, кто может задать неприятный вопрос или напомнить об ответственности людей в мундирах войск СС за преступления против человечности. Государство в лице полиции охраняет право выражать свое почтение и славословить подвиги ветеранов войск СС и который год препятствует высказыванию иной точки зрения.
В этом году два очень пожилых эстонца цыганского происхождения в сопровождении двух мужчин помоложе отправились на машине из Таллина через всю Эстонию, чтобы напомнить эстонцам-ветеранам войск СС, что никто не забыт и ничто не забыто. Два почтенных старца – члены объединения малолетних узников фашизма – везли с собой плакат «Кто ответит за геноцид эстонских цыган во Второй мировой войне?» Изо всей достаточно многочисленной цыганской общины довоенной Эстонии сегодня живы лишь 11 человек. И не только время тому виной. Эстонских цыган на эстонской земле с помощью эстонской полиции безопасности, эстонских полицейских батальонов и эстонских тюремных надзирателей практически поголовно уничтожили во время нацистской оккупации. Вот и хотели два чудом выживших старика задать вопрос ветеранам Эстонского легиона: Так кто же ответит за геноцид своих сограждан-цыган?
Поехали цыгане в Синимяэ, но так и не доехали. Или, вернее, им не дали доехать. Председатель Северо-эстонского объединения цыган Роман Лутт близко к сердцу принял то, что произошло со стариками-цыганами. Он не устает рассказывать, что машину с четырьмя мужчинами полиция остановила еще при выезде из Таллина, затем, только успели отъехать всего ничего, еще раз. Проверяли все, как в кино про плохих полицейских: документы, горят ли фары надлежащим образом, есть ли огнетушитель, не просрочен ли срок его действия, есть ли тормозные упоры… Опа! Водитель не смог предъявить эти самые «упоры». Машина была одолжена для поездки у товарища и всех ее укромных уголков водитель не знал. Тормозные упоры в машине были, но водитель не смог их быстро найти и предъявить «дотошному» полицейскому.
Представители власти, рассказывает Роман Лутт, были неторопливы, очень долго проверяли документы, медленно и обстоятельно составляли протокол о «нарушении». «Было вполне определенное чувство, что тянут время», - поделился своими наблюдениями Роман.
Протокол составлен и цыганам выписан штраф. 100 евро. «Это запредельный, немыслимый штраф за такое пустяковое нарушение», - сетует цыганский активист. Да и было ли это нарушение? Самое главное - драгоценное время - было потрачено на проверки и протоколы, и старики-цыгане поняли, что на мероприятие они уже опоздали и их вопрос «Кто ответит за геноцид цыган?» задавать уже некому.
Поездка не задалась. Пришлось повернуть назад.
Ветераны-эсэсовцы и их поклонники спокойно разъехались по теплым и уютным домам, и они не будут вспоминать о тех, кто навсегда остался лежать, например, в расстрельных рвах концлагеря Калева-Лийва. Дорожная полиция не будет останавливать машины с бритоголовыми юнцами и штрафовать на 100 евро за просроченный огнетушитель или за то, что подфарник не горит или завтра истекает страховка.
Эстонские автолюбители хорошо знают, что обычного водителя эстонская полиция, как правило, не останавливает. Можно годами ездить по республике и видеть дорожную полицию только издали. Но если вы направились с пикетом против слета ветеранов 20-й дивизии СС, шансы на пристальное внимание полиции многократно возрастают.
По словам Романа Лутта у цыган, поехавших в Синимяэ, было неистребимое чувство, что за ними следили, что все эти «проверки на дорогах» были подстроены. По его мнению, то, что двое выживших стариков-цыган собираются поехать на пикет, не было никаким секретом, тем не менее, они подозревают, что телефоны их тоже прослушивались.
Чего греха таить, оперативная практика эстонских правоохранительных органов, как показал ряд судебных процессов, такова, что прослушивали, прослушивают и будут прослушивать. И не только лиц, связанных с криминальными кругами, но и общественных активистов.
Письменные источники впервые упоминают о цыганах в Эстонии аж в 1533 году. Достоверное известно, что в «шведское время» цыгане уже постоянно просиживали в восточной Эстонии «под защитой зажиточных эстонских крестьян». Многие из эстонских цыган, говоривших по-эстонски, традиционно проживали в волости Лайузе, что в паре десятков километров от Чудского озера между Тарту и Йыгева. В довоенной Эстонской Республике был свой «цыганский вопрос», который живо обсуждался в прессе. Довоенная газета «Уус Ээсти» задавалась вопросом: «Что делать с цыганами?» «О цыганах» писала и тогдашняя ведомственная «Полицейская газета».
Роман Лутт серьезно занимается историей и судьбой цыганского народа в Эстонии. По его словам, во время Второй мировой войне выжило около 150-200 цыган. В основном, это были жители Печорского края и Занаровья. Из их числа сегодня живы лишь 11 человек. По его мнению, официальные данные переписей преуменьшают численность цыган, проживавших в Эстонии до войны. Их в довоенной Эстонии было, по убеждению Романа Лутта, не «почти 800», а почти 3000 мужчин и женщин, стариков и детей.
Эстонские цыгане, как и евреи, стали жертвой геноцида в годы немецкой оккупации. По данным переписи 2011 года в Эстонии проживало менее 500 цыган.
С тем, что нацисты и их пособники уничтожали эстонских цыган, официальная историография не спорит. В нацистских списках на уничтожение цыгане в соответствии с гитлеровской бесчеловечной расовой теорией числились «паразитами», отмечается в многотомном издании «История Эстонии». Цыгане Эстонии, состоявшие из трех, по мнению местных историков групп – эстоноязычные цыгане из Лайузе, латвийские и русские цыгане – были уничтожены поголовно. Только в одном концентрационном лагере в Харку под Таллином в 1942 году содержалось 243 цыгана. Они были вывезены и убиты в разных местах.По данным международной исторической комиссии, созванной президентом Мери, на территории Эстонии в 1941-1944 годы было убито от 400 до 1000 цыган.
Директор Центра информации по правам человека Алексей Семенов полагает, что в этой истории о «полицейской бдительности» с юридической точки зрения комментировать особенно нечего. Он с иронией отмечает, что можно было бы назвать произошедшее «административным восторгом», но совершенно очевидно, что это была специальная спланированная операция. Оспаривать действия полицейских, конечно, возможно, но в той ситуации, в которой оказались цыгане-жертвы Холокоста, это будет нелегко.
«Что касается правозащитной точки зрения и борьбы с нетерпимостью и дискриминацией, - продолжает Семенов, - то картина вырисовывается вполне очевидная. Имеют место традиционные слеты представителей совершенно определенных кругов, которые можно назвать, по крайней мере, симпатизантами нацизма, если не называть их прямо неонацистами. Невооруженным глазом видно, что это уже не ветераны, которые собираются и вспоминают «минувшие дни», а те, кто явно симпатизируют ветеранам, что сражались во Второй мировой войне на определенной стороне под определенным флагом. В демократической Европе к этому относятся неприязненно».
«С другой стороны, эстонские власти, начиная с правительства, с отдельных членов его, по крайней мере, с отдельных политиков, - рассуждает правозащитник, - и заканчивая, как выяснилось, эстонской полицией, выступают как «симпатизанты симпатизантов» тех самых нацистов. Власти прикрывают их от законного выражения протеста со стороны тех, кто является жертвами и прямыми потомками жертв этих самых «симпатизантов»».
«Когда на подобные факты обращают внимание международные наблюдатели или когда мы пишем заявления и запросы о такого рода фактах, то эстонские власти делают «честные глаза» и уверяют, что все это не так, что никаких симпатий к нацистам у них нет, и что все это клевета, по большей части, со стороны России и «российских агентов». А мы-де здесь совершенно ни при чем. Все это демократические проявления, и мы не можем это запретить, и это не имеет никакого отношения к нацизму, а имеет отношение только к нашей борьбе за, так сказать, свободу и независимость», - иронизирует директор ЦИПЧ.
«Даже если не вступать в полемику, - подводит он итог, - то сама цепочка фактов, которые проявились во всей этой неприглядной истории, показывает, на чьей стороне на самом деле симпатии хотя бы части эстонских официальных лиц и каково их отношение к жертвам нацизма и жертвам трагедии Холокоста во Второй мировой войне. Чтобы местных цыган - граждан Эстонии, которые по-эстонски говорят гораздо лучше, чем по-русски, считать агентами Москвы, нужно иметь очень сильно извращенное воображение. Произошедшее - достаточно наглядный пример, убеждающий, что критики эстонских симпатизантов нацистов правы во многом, если не во всем».
В Калеви-Лийва по дороге в прибрежный дачный поселок Кабернеэме в сорока километрах от Таллина во время войны нацисты проводили массовые расстрелы. Там среди многих были расстреляны сотни цыган. Нынешняя цыганская община на свои скромные средства в 2007 году установила там памятник погибшим соплеменникам. На большом гранитном камне высечено символическое колесо цыганской кибитки.
Второго августа Совет Европы отметил Международный день памяти геноцида цыган, изучается предложение Европейского форума цыган признать на официальном уровне геноцид цыган...
Комментариев нет:
Отправить комментарий